Студенты задали Патриарху Кириллу вопрос о школьном изучении основ Православной культуры

30 марта 2009 г.

В числе тем, поднятых в ходе общения Предстоятеля и учащихся высших учебных заведений Калининградской области, был задан вопрос о школьном изучении основ Православной культуры. Он был сформулирован так: «Не вызовет ли введение уроков истории Православия межрелигиозных трений». Внимание аудитории также привлекла тема преподавания духовных дисциплин и в высшей школе. Это еще одна из мифологем, весьма распространенных в современном российском обществе, — сказал патриарх, отвечая на вопрос участников телемоста.

«Ведь никто не предлагает в обязательном порядке ввести уроки Православия для всех школьников. И Церковь никогда этого не предлагала. Мы предлагаем, чтобы на основе альтернативы, в рамках учебных программ преподавался ряд предметов по выбору. Те учащиеся и их родители, кто желают, чтобы дети знакомились с основами православной культуры, имели право на такой выбор. Те, кто хотят знакомиться с основами исламской культуры, имели право на такой выбор. И дальше – католическая культура, протестантская, иудейская».

Кроме того, некоторые считают, что лучше изучать не основы той или иной культуры, а некий религиоведческий курс. Есть люди совершенно неверующие, не приемлющие в принципе религиозной аргументации, в том числе и в воспитательном плане. Для таких людей нужно преподавать основы светской этики и также на выбор, — убежден Его Святейшество. — Но не преподавание ни религиоведческого курса, ни основ светской этики не должно закрывать возможности для тех, кто хочет изучать основы Православной культуры и наоборот. Поэтому так, как это и принято в современной системе образования. Вот эта духовная, нравственная область, которая должна обязательно присутствовать в наших учебных программах, она должна внутри себя строиться на вариативных основах, предоставляя возможность каждому человеку выбирать в соответствии с его потребностями. Причем я не исключаю, что молодые люди могли бы переходить из одного курса в другой. Поэтому все эти разговоры о межрелигиозной вражде – это все от лукавого. Схема, которая предлагается Церковью не несет в себе ни малейших опасностей для сохранения мира и согласия в нашем обществе.

К Предстоятелю Русской Церкви был также обращен вопрос студенческой и аудитории о преподавании такой дисциплины как теология. «Сегодня идут споры: теология это наука или не наука? Меня немного удивляет этот подход. Потому что изучение истории Церкви на светском факультете называется наукой, а изучение ее в Духовной академии называется псевдонаукой. Изучая примерно по одним и тем же учебникам, используя одни и те же источники. Как будто вывеска на фасаде здания может определять научный или не научный подход».

Патриарх Кирилл выразил убеждение, что сегодня богословие поставлено в такие условия, при которых отсутствие научного подхода обрекает его на нежизнеспособность. Сегодня одна из главнейших задач высшей богословской школы – повышение научного уровня исследований в области философии, истории мысли, церковной истории и других областях. Богословские знания относятся к числу фундаментальных знаний. Недаром все западные университеты начинались с богословия. Богословие, философия и языки – вот три фундаментальных дисциплины, на которых выросла вся европейская и мировая образовательная система. Поэтому преподавание теологии в светских учебных заведениях не было бы чем-то новым, а просто повторением того опыта, который существует в мире. Но это дало бы возможность студентам познакомиться с этой очень важной частью фундаментальных знаний и базисной культуры.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать